29.01.2015 18:06
Новости.
Просмотров всего: 5774; сегодня: 3.

Новая статья Александра Лапина - "Гляжусь в тебя, как в зеркало"

События, происходящие сегодня на внешнеполитической арене, коснулись, пожалуй, каждого жителя нашей огромной страны. И молчать - не время. В свете последних общественно-политических конфликтов, которые продолжают сотрясать европейский мир, известный писатель Александр Лапин опубликовал новую статью. Напомним, что Лапин - автор масштабного романа "Русский крест", уже успевшего снискать неподдельный читательский интерес. Роман охватывает сразу несколько эпох и посвящен судьбе последнего советского поколения.

Стоит отметить, что статьи, затрагивающие самые острые, животрепещущие и накаленные темы современности, выходят из-под пера писателя уже не в первый раз. В 2013 году публике был представлен объемный сборник Лапина "Куда идут русские?", объединивший в себе статьи, написанные в разные годы.

Полезного вам и вдумчивого чтения!

Гляжусь в тебя, как в зеркало.

Трагедия во Франции заставляет всерьез задуматься о том, что сегодняшняя ситуация в Европе – отражение нашего возможного будущего.

Зверская расправа с редакцией французского еженедельника «Шарли Эбдо» и убийство еще нескольких парижан, включая троих полицейских, вызвали беспрецедентную реакцию. Развернутая кампания показала: глобализация достигла такого уровня, когда в мире нет практически никаких границ. И уж тем более информационных.

До этого мы год жили под колпаком бесконечных рассказов об Украине - как будто своих проблем у россиян нет. Сейчас этот тренд несколько угас. И вот теперь нас накрывает новая волна. Две недели потоком идут новости и страшные кадры из Франции. О том, как братья-экстремисты расстреляли своих жертв. Как их ловили, а они прятались. Об их сообщниках. Потом по Парижу прошли миллионные демонстрации во главе с руководителями правительств. В общем, большой шум-гам под маркой «Не позволим, чтобы чужаки диктовали, как нам жить!».

Тут же и в России выскочили всевозможные толкователи: мол, все это снова устроили американцы. Одни твердят вслед за охваченной истерией западной публикой: "Я - Шарли!" Другие заявляют: "А я нет!"

Но, во-первых, давайте взглянем на ситуацию трезво. И во-вторых, сделаем это с точки зрения русского народа.

Какие тут возникают вопросы?

Вопрос номер один. Представим, что в России вышел журнал, в котором глумятся над всеми мыслимыми ценностями, включая религию. Что было бы с этой редакцией? Можно представить три варианта: первый (и самый безобидный) - его тихонько придавили бы власти, второй – вынудили закрыться православные христиане, и третий – это же сделали бы мусульмане. Почему? А потому, что издание такого рода в России выпускать просто немыслимо. Это не соответствует нашему менталитету, нашей культуре и нашему представлению о том, что можно и чего нельзя.

А что же произошло во Франции? Одна простая вещь. Там столкнулись два подхода к свободе печати. И свободе вообще. Один заключается в том, что писать можно абсолютно все, без оглядки на авторитеты и обычаи. (У нас тоже иногда всплывают сторонники такого ультралиберального принципа - вроде тех же «Пусси Райт» или галериста Гельмана, - но пока получают отпор.) Другая же часть общества чтит святыни. У них есть Коран и понимание, что веру нельзя оскорблять. То есть, в одном флаконе - две несовместимые вещи. Взрыв неизбежен, независимо от того, кто кого будет науськивать. И вот повод был найден.

Что проморгали европейские власти? Лет 30 – 40 назад они по простоте душевной решили, что смогут создать мультикультурное общество, плавильный котел наций. И трудовые мигранты, получив пособия и нормальные условия жизни, воспримут западные ценности. Утонут в объятиях принявшей их цивилизации.

Но сегодня ясно, что мультикультурализм не сработал. И две общности просто терпят друг друга - натянуто улыбаясь и при необходимости соблюдая внешний политес.

Если бы европейцы внимательно смотрели за происходящим вокруг, они бы извлекли уроки из примера СССР. В ХХ веке уже была грандиозная попытка из полутора сотен народностей создать советского человека. Она продолжалась 70 лет, и давление на людей у нас было гораздо жестче, а режим унификации - куда более энергичным. Однако все закончилось крахом. Татары остались татарами, казахи – казахами, а евреи – евреями.

Но европейцы наступили на те же грабли. Может, потому, что свой эксперимент они начали, когда наш еще не завершился?

Как бы то ни было, их котел уже кипит вовсю - крышка подскакивает от пара. Сколько ни жмут тамошнего обывателя, появились люди, которые выходят на площадь. У них есть свои лидеры - политики типа Ле Пена и его дочери.

Да и американский Фергюсон недавно показал: в США тоже нет волшебного рецепта. Количество недовольных негров и латиносов растет. Белые полицейские их гоняют, но им приходится все труднее.

Впрочем, это преамбула.

А что же наша страна?

К сожалению, мы решили: наш эксперимент провалился не потому, что такова природа человека, а из-за ущербности самой советской системы. И ринулись по европейскому пути - 25 лет насаждали толерантность. Открыли все двери, стали приглашать мигрантов. Наша ситуация, как в зеркале, повторяет европейскую. Просто там зашли дальше, и приезжие имеют свои анклавы, требуют все больше прав.

Мы тоже постепенно движемся в этом направлении. Пусть не 40 лет, как они, но 10 – 15: с тех пор, как пошли нефтяные деньги. (В 1990-е к нам особо никто и не ехал – россияне сами жили впроголодь). И не начнут ли вскоре наши гастарбайтеры учить нас жизни? Или потихоньку резать и стрелять – как уже начала этническая группировка на трассе «Дон». В таком случае отношения между народами будут обостряться, терроризм - расти. Все эти завтрашние проблемы отчетливо видны в нынешнем европейском зеркале.

Но есть ли поводы для надежды?

Некоторые вещи, внушающие долю оптимизма, все же имеются.

Разница в менталитете коренных европейцев и приезжих состоит в том, что Старый Свет движется в направлении личных свобод. Никто не может ограничить самовыражение и не должен строить человеку препятствий: ни религия, ни право, ни коллективная мораль. У нас же общество более традиционное. А еще в России сегодня очень сильны религиозные настроения: и православие, и ислам, и буддизм на подъеме.

Это уже не минус, а плюс, так как наше общение с другими народами основывается не на толерантности (все той же необходимости терпеть друг друга), а на уважении. Да, мы верим в Христа, вы – в пророка Мухаммеда, однако у нас есть база для дискуссий.

И второй момент: помимо уважения религий наше многовековое соседство опирается на взаимное уважение силы. Конечно, в 1990-е русский народ был ослаблен, и для других было соблазнительно пнуть, оскорбить его. Посмеяться над людьми без царя в голове.

Но сегодня у нас тоже есть нравственный стержень: храмы теперь заполняют не только старики. А еще - есть сила. Она проявилась и во время войны в Чечне, и при выстраивании административной вертикали в субъектах РФ, и при возрождении казачества (в местах наибольших трений между народами всегда возникали люди, готовые давать отпор). А теперь наиболее пассионарные русские едут воевать на Донбасс.

В то же время, лидеры национальных республик - Кадыров, Евкуров, Минниханов, Абдулатипов и другие - стоят во главе своих народов и пользуются авторитетом.

Все это рождает возможность уважительного межконфессионального и межкультурного диалога. Сохранения баланса в отношениях.

И как ни странно, второе, что обнадеживает: у нас нет миграционной политики. После развала Союза она складывалась, как в Европе. И если бы мы и дальше двигались в том же направлении, то пришли бы к закономерному краху. Но сегодня видим, что под давлением народа либеральная российская власть заколебалась: правильно ли идти по пути мультикультурализма, толпами загонять сюда чужаков? И это сомнение выражается в практических шагах: наконец, ввели загранпаспорта для граждан стран СНГ, и теперь мы хотя бы можем их посчитать. Ужесточили правила пребывания приезжих: нарушителей будем высылать из страны и больше не пускать в течение 3 – 10 лет.

То есть, отдельные озарения происходят. Но это первые шаги.

Какие тенденции возьмут верх?

Сказать не берусь. Однако благодаря тому, что народ оказывает давление на своих правителей, может быть, мы и выстроим модель, соответствующую в первую очередь интересам коренного большинства.

Понятно, что рабочие руки нам нужны. Штрих к портрету: в Москве недавно зашел в кафе. Все официанты – таджики или узбеки. То есть они уже не только вкалывают на стройке или метут улицы, но и поднялись на ступеньку выше – проникли в сферу услуг.

Однако имея потребность в рабочей силе, мы понимаем: если хотим спокойно жить, лучше бы она здесь не задерживалась.

История с Украиной показывает, что нужно привлекать русскоязычное население – людей своей культуры. Приехали к нам 800 тысяч человек из Донецкой и Луганской областей. Многие нашли работу. И с ними нет никаких проблем. Раз этот ресурс еще не исчерпан, то нужно его активно использовать.

То, с кем и как мы будем жить бок о бок в ближайшем будущем, зависит от нашего сегодняшнего выбора. Так что пора уже как-то определяться. На Руси говорят: умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Так что думайте!

Александр Лапин, писатель.


Ньюсмейкер: Издательство Вече — 140 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 01:59 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
23.11.2024 12:49 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...