В российском обществе не первый год идет дискуссия о приведении общественного транспорта в соответствии со стандартами «безбарьерной среды». В частности, до сих пор достаточно остро стоит вопрос об использовании гражданами с ограниченными физическими способностями метрополитена. Недавно в Совете Федерации прозвучало предложение о введении отдельных вагонов для пожилых, инвалидов, беременных и пассажиров с детьми, которая была встречена критикой со стороны руководства столичного метрополитена.
По мнению Президента Благотворительно фонда «Белая трость» Александра Рявкина, нынешняя дискуссия говорит о том, что общество вышло на этап реального состязания идей и проектов, призванных улучшить качество жизни всех категорий граждан.
«Есть вопрос сути обсуждения, а есть вопрос самого характера дискуссии. Почти всегда нововведения у нас спускались сверху. Путь из лучших побуждений, но без реального общественного обсуждения, отсюда много брака в реализации и логистике. Вспомним то же метро: предложили инвалидам решать возникшие проблемы через стойки экстренной связи, которые стоят на самих станциях, вместо того, чтобы предусмотреть такую возможность с самого начала, с вестибюля. То, что предложение из Совета Федерации сейчас нарабатывает хорошую экспертизу – это знак того, что решение будут теперь вызревать гласно и к реализации придут хорошо проработанными», - считает А.Рявкин.
По мнению Президента Фонда «Белая трость», введение специальных вагонов, возможно, была бы избыточной мерой. При этом, «подземка» в ее нынешнем виде действительно все еще мало приспособлена для людей с ограниченными возможностями.
«Стоит для начала подумать, что нынешнее метро, особенно московское, достаточно проблематичное для всех, не только для инвалидов. В час-пик хорошо видно, как оно не справляется с пассажиропотоком что на эскалаторах, что на перронах, что в вагонах. В этих условиях, действительно, выгораживать часть станции под специальные вагоны было бы преждевременно. Но есть другой, вполне очевидный вариант – скорейшее введение в эксплуатацию новейших типов вагонов. В торцевых частях таких вагонов должно быть в обязательном порядке отведено свободное от сидений пространство, которое может быть использовано и для инвалидов-колясочников, и для провозки детских колясок, велосипедов и т.д. Такие места, конечно же, должны быть оборудованы специальными креплениями, страхующими колесные устройства от движения при поворотах или торможении состава», - считает президент Фонда.
По мнению Александр Рявкина, в сочетании с уже хорошо зарекомендовавшей себя системой сопровождения маломобильных граждан, которую действует в Московском метрополитене уже несколько лет, техническое переоснащение серьезно улучшит ситуацию с доступностью подземного транспорта для всех категорий граждан.