Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта оценил состояние жилищно-коммунальной сферы Красноярского края. Мониторинг показал, что говорить об исполнении соответствующих поручений президента РФ преждевременно.
На вопрос, произошли ли за последние четыре-пять лет заметные изменения в сфере ЖКХ в регионе, эксперты ответили следующим образом: 18% отметили положительные тенденции к улучшению ситуации, 42% констатировали, что ничего не изменилось, 8% затруднились ответить, 32% оценили изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве в худшую сторону.
Что касается в целом оценки качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в регионе (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электричество, содержание помещений общего пользования, вывоз мусора и т.п.) по пятибалльной шкале, то 3% поставили отличную отметку, 12% оценили на 4 балла, 67% – на 3 балла, 18% – на 2 балла.
На вопрос, соответствует ли качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг в крае их стоимости, большинство экспертов (87%) ответили, что стоимость завышена. Только 3% согласились с тем, что она соответствует действительности, 10% затруднились ответить, и никто не считает, что стоимость занижена.
Более половины опрошенных экспертов (53%) не заметили изменений качества работы управляющих компаний за последний год (с мая 2015 г.), 11% заметили улучшение качества. По мнению 24% респондентов, качество работы управляющих компаний за последнее время ухудшилось. 12% затруднились ответить на этот вопрос.
Работу органов власти региона по решению проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства 13% экспертов оценили, как скорее хорошо, 48% – скорее плохо, 26% дали категоричную оценку – однозначно плохо, затруднились ответить 13%.
По мнению руководителя региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Александра Пузанова, проблемы ЖКХ связаны с системой получения и оплаты жилищно-коммунальных услуг. «К сожалению, оплачивая (покупая) жилищно-коммунальные услуги, потребитель фактически лишен возможности оценить их объем и качество. Делая покупки в магазине или на рынке, получая услугу, например, химчистки, потребитель может сразу же предъявить свои претензии и предотвратить обман. А вот попытки доказать нарушение правил предоставления услуг ЖКХ часто наталкиваются на непреодолимую стену бюрократических проволочек и отписок», – сказал Пузанов.
Эксперты ОНФ убеждены в том, что система ЖКХ требует кардинальных изменений. Министерству строительства и ЖКХ Красноярского края для улучшения работы в жилищно-коммунальном комплексе необходимо учесть данные гражданами оценки, проанализировать деятельность руководителей предприятий, принять решения, направленные на совершенствование работы жилищно-коммунального хозяйства, считают общественники.
«Необходимо обязать государственный жилищный надзор в Красноярском крае публиковать на своем сайте информацию о нарушениях, допущенных управляющими компаниями в процессе их деятельности, а также расширить работу по информированию и просвещению граждан о своих правах в сфере ЖКХ», – заключил Пузанов.