Активисты Общероссийского народного фронта в Красноярском крае на заседании региональной рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» в преддверии региональной конференции рассмотрели вопрос о рациональном использовании бюджетных средств, качестве госзакупок, сроках исполнения контрактов в период подготовки к Всемирной зимней универсиаде 2019 г. в Красноярске. В обсуждении приняли участие представители Счетной палаты Красноярского края, региональных министерств спорта и строительства и ЖКХ, исполнительной дирекции ХХIХ Всемирной зимней универсиады и других ведомств.
По данным министерства строительства и ЖКХ Красноярского края, к 2019 г. необходимо подготовить 39 объектов спортивного, медицинского, общественного и транспортного назначения. В данный момент строительно-монтажные работы ведутся на 16 объектах, в октябре этого года завершатся торги еще по 20 объектам, проектно-сметная документация по оставшимся трем сооружениям находится в стадии прохождения государственной экспертизы. Из федерального бюджета на организацию Универсиады будет выделено 31,5 млрд руб., что составляет около 75% от всех предусмотренных затрат.
По оценкам специалистов, проведена большая работа, на данном этапе каких-либо серьезных рисков, связанных с выполнением контрактных обязательств со стороны подрядных организаций, не выявлено, вместе с тем есть ряд проблемных моментов, которые существенным образом сказываются на ходе работ. Эксперты Народного фронта отметили несоблюдение сроков проведения экспертизы проектно-сметной документации, заключения контрактов на строительство объектов, сроков их исполнения.
Анализ государственных закупок, проведенный экспертами ОНФ, выявил проблемы, влияющие на эффективное расходование средств и сроки исполнения планов. «Главный вывод – это непрозрачность государственных закупок. Во-первых, изначально неизвестна общая стоимость разработки проектно-сметной документации, как правило, положительное заключение госэкспертизы заказчик получает не с первого, а иногда даже не со второго раза. Это влечет дополнительное расходование бюджетных средств. Суммы получаются немалые. За некачественно выполненные проектные работы заказчик может оплачивать госэкспертизу несколько раз, а взыскания с исполнителя не осуществляется. При этом информации о штрафах и неустойках на сайте Единой информационной системы нет», – отметила координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Красноярском крае Марина Кондратюк.
Более того, размещение документации по организации аукционов на проведение строительных работ зачастую происходит без предоставления проектно-сметной документации, что нарушает закон «О конкуренции», и специалистами квалифицируется как закупка под своего заказчика.
«На данном этапе необходимо учесть выявленные нарушения и создать такие условия, чтобы бюджетные средства были использованы по назначению. В дальнейшем общественники совместно со Счетной палатой Красноярского края намерены продолжить контроль за расходованием бюджетных средств, созданием безбарьерной среды на объектах Универсиады, а также обсудить концепцию спортивного наследия, то есть использования спортивных сооружений, оборудования, инвентаря, закупленного для Всемирной зимней универсиады, после ее проведения», – заключил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» Владимир Черных.