Обсуждение на дискуссионной площадке по теме «Сельская школа: новые возможности» началось со статистики. Сегодня общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют почти 70 % от численности всех общеобразовательных учреждений России. В них обучается 30 % детей и работает 40 % учителей. При этом наблюдаются тенденции сокращения их численности. К примеру, за последние 10 лет количество подобных образовательных учреждений сократилось примерно на две тысячи.
По мнению участников дискуссии, которые представляли 22 региона России, сокращение численности сельских школ - один из важных проблемных вопросов системы образования. Как заметил в своем выступлении председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов, сельская школа часто выполняет селообразующую функцию. Если гибнет школа, гибнет село. Если школа развивается, то развивается и поселение, в котором она находится.
Вообще, феномен сельской школы – это совокупность многих составляющих. Например, это и социальный институт, который влияет на особое мировосприятие выпускника. Сельская школа воспитывает такие социальные качества, как патриотизм, дружба и т.д.
Сельская школа в большей степени, чем городская, играет компенсаторную роль, зачастую выполняя роль воспитателя, друга. Здесь более доверительные отношения между учеником и учителем. В то же время этот феномен является фактором риска, поскольку выпускник сельской школы, попадая в большой город, сталкивается с иной социокультурной средой и испытывает при этом немалые трудности.
Что касается проблем сельской школы, то, по утверждению участников дискуссии, они во всех регионах, в основном, одинаковые. В частности, отсутствует качественная подготовка педагогических кадров. Ведь учитель сельской школы должен быть не только универсалом-предметником, но и педагогом-надпредметником, владеющим несколькими профилями, человеком, обладающим особым культурологическим потенциалом. Бакалавриата для подготовки такого учителя недостаточно.
Как проблему можно обозначить определенную социокультурную замкнутость сельской школы, когда учителя не торопятся устанавливать интенсивные профессиональные контакты. А также отсутствие учреждений культуры на селе, ряд социальных проблем. Кроме того, должно быть переосмыслено нормативно-подушевое финансирование в отношении малокомплектной сельской школы, поскольку есть образовательные учреждения, где обучается всего 15-20 детей.
В то же время школы, предоставляющие некачественные образовательные услуги, сохранять не имеет смысла. К примеру, как рассказал директор Береславской школы Волгоградской области Евгений Агарков, если в сельском филиале большой школы обучается мало детей, то эта школа, финансируемая по принципу «ученико-час», обеспечивается соответствующими средствами. Учитель, преподающий в ней, получает в 4-5 раз меньше, чем учитель, преподающий в классе стандартной наполняемости. И, как следствие, в подобной школе не всегда ведутся все предметы и часто нет элементарного учебного оборудования.
В решении многих проблем сельской школы может сыграть важную роль региональная политика. Сельские школы бывают разные, и к каждой из них нужно подходить индивидуально, учитывая территориальные условия. Большинство областей в России придерживаются позиции сохранения и развития сельской школы.