В апреле 2008 года Россия подписала Рамочную конвенцию по борьбе против табака Всемирной Организации здравоохранения (РКБТ ВОЗ). Согласно этому договору, в течение трех лет с момента вступления договора в силу руководство страны должно привести законодательство об упаковке и маркировке табачных изделий в соответствие с требованиями конвенции, а на то, чтобы полностью запретить рекламу, спонсорство и продвижение табачных изделий, России отведено 5 лет.
На сегодняшний день в России не приняты никакие законодательные инициативы, направленные на ограничение табакокурения. Однако некоторые документы находятся в стадии разработки и согласования.
По словам Николая Герасименко, первого зампреда комитета Госдумы РФ по охране здоровья, «за два года в России создан межведомственный национальный Совет по борьбе с табаком при Минздраве РФ, подготовлена национальная стратегия по борьбе с табаком, подготовлен проект новой редакции закона по ограничению курения табака. Эти законопроекты и национальная стратегия находятся сейчас на согласовании правительства».
Как сказал Герасименко, в национальной стратегии предполагается увеличение акцизов в России до среднеевропейского уровня к 2012 году. По его мнению, очень важный проект, который необходимо реализовать – размещение на пачках сигарет предупредительных надписей с 1 января 2011 года, которые будут расположены с двух сторон и займут не менее 50% поверхности пачки. «Мы будем добиваться внесения поправок в Технический регламент об отмене понятия «легкие» и введения на пачках сигарет изображений, показывающих вред курения», - заявил Герасименко.
Координатор проекта «Программа по борьбе с курением» ВОЗ Энди Хартсхорн считает, что меры, рекомендованные ВОЗ, являются эффективным инструментом по борьбе с табакокурением. «Табакокурение убивает миллионы людей во всем мире и приносит убытки на миллиарды долларов. Было доказано, что все виды курения, включая пассивное, являются канцерогенным, т.е. вызывают раковые заболевания. Следует запретить курение во всех общественных местах, офисах, барах, ресторанах, транспорте, образовательных учреждениях. Нужно знать, что пассивное курение наносит такой же вред, как и активное. А защитить население страны от табака можно только путем принятия соответствующих законопроектов».
По мнению председателя правления Международной Конфедерации Обществ Потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, главной проблемой на пути выполнения мер, предполагаемых РКБТ ВОЗ, являются действия табачных лоббистов.
По словам Сергея Маркова, заместителя председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, сейчас созданы условия для формирования общественной коалиции, которая смогла бы препятствовать действиям табачных лоббистов. «В связи с изменением состава Госдумы одним из депутатов должна была стать ШКолкина. Тем не менее, удалось ее туда не допустить. Может быть, этот момент станет поворотным, нам все же удастся сломить табачное лобби. Я надеюсь, что я и мои коллеги сможем переломить ситуацию и добьемся успеха».
По единодушному мнению участников пресс-конференции, одной из наиболее результативных мер по борьбе с табакокурением во всем мире считается повышение акцизов на табачные изделия. Европейский союз, Соединенные штаты Америки, Канада, Австралия, Таиланд, Бразилия, страны Африки, Китай, арабские государства – все они за последние 3 года неоднократно увеличивали акцизы. Минимальная ставка акциза даже в таких небогатых странах, как Болгария и Румыния, сейчас составляет 1,28 евро с одной пачки. В США средний акциз по стране составляет около 2,5 долларов. В России подобный акциз составляет 5 рублей, а для сигарет без фильтра – и того меньше. Таким образом, российские акцизы на табачные изделия в 12 раз ниже минимальных акцизов стран Евросоюза.
Более 30-ти стран мира из 168, ратифицировавших РКБТ, размещают на пачках сигарет предупредительные изображения последствий курения, развенчивая создаваемый табачными компаниями ореол гламура вокруг курения. В Евросоюзе, США, Канаде, Австралии и других странах ограничено курение в закрытых помещениях – в ресторанах, кафе, офисах, административных зданиях. В России эти меры также не были приняты.
Кроме того, в России до сих пор не введен и полный запрет на рекламу табачных изделий. Несмотря на существование запрета на наружную рекламу табачных изделий.