В начале августа Межрегиональный центр общественных инициатив «Северный Кавказ» представил результаты первого этапа социологических исследований, проводимых в субъектах СКФО. Мы побеседовали с кандидатом политических наук, доцентом, членом Экспертного совета ФАДН Еленой Щербина, которая присутствовала на презентации в качестве эксперта. Она поделится своим мнением о проекте «Медиатор» и о социологическом климате в округе.
- Расскажите о вашем опыте в социологии и социологических исследованиях.
Я приехала в регион в 90е и попала в самую гущу событий того времени. По сути, создавалось новое государство, решались территориально-административные и другие важные вопросы. В рамках своей профессиональной деятельности начала заниматься социологией. Изначально работала только на территории Карачаево-Черкесии, постепенно поле деятельности расширилось, пришлось работать и в других субъектах. И, если не провожу социологические опросы сама, то обязательно знакомлюсь с результатами деятельности моих коллег. Работаю в экспертной группе Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем при Министерстве образования и науки РФ, и в Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов под руководством академика В.А. Тишкова. Поэтому у меня есть представление о том, что думают россияне. В частности, жители Северного Кавказа.
- Какие бы вы оценили социальное самочувствие населения в округе на данный момент?
Я ознакомилась с результатами первого этапа социологических исследований, проведенных в рамках проекта «Медиатор». И, в целом, Северный Кавказ дает неплохие показатели по стране. В любых исследованиях оценка социального самочувствия строится на основе нескольких индикаторов: удовлетворенность жизнью, материальное положение, экономическое состояние, политическая обстановка, вектор развития страны. Часть жителей удовлетворена сложившейся обстановкой в регионе. Тем более, за последнее время произошли положительные изменения как в экономической, так и в политической сфере округа. Это не остается незамеченным обществом. Большинство жителей оценивают свое положение как стабильное, что уже является позитивным вектором в оценке социального самочувствия.
В настоящее время на территории округа реализуются национальные проекты, государственные программы, в рамках которых открываются детские сады, строятся новые школы, назначаются пособия по рождению второго и последующих детей, создаются геронтологические отделения в больницах и многое другое. Все эти социальные показатели дают нам стабильность. Но в регионе, конечно, много людей, которые рано вышли на пенсию, не могут найти работу или получают маленькую зарплату. Социологические опросы призваны выявлять такие критические точки «неблагополучия». Это дает возможность властям работать целенаправленно с определенными группами населения.
- Учитывая специфику нашего региона, вопрос межнациональных отношений является одним из самых главных. Расскажите, в каком состоянии они находятся на данный момент? Какие существуют тенденции в этой сфере?
Большинство жителей округа оценивают их как стабильные: это показывают практически все опросы. И это хороший показатель, потому что я, как конфликтолог, (в 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по конфликтологии) помню те времена, когда проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений ставились на одно из первых мест. Значит, работа власти в сфере национальной политики продуктивна, а люди настроены на добрососедские отношения. Молодежь региона в своем большинстве интернациональна, много не только внутрирегиональных межэтнических браков, но и межрегиональных. На территории округа проводится множество мероприятий, ориентированных на то, чтобы между народами складывалось взаимопонимание. Это особенно важно в современных геополитических условиях, когда наша страна противостоит серьезным вызовам извне. В основном, межэтнические конфликты в регионе носят латентный характер, имеют давнюю историю и акутализируются под влиянием определенных факторов. В любом конкретном случае конфликтного взаимодействия необходимо быть очень осторожными в оценках, проводить научную экспертизу, привлекать к разрешению этих ситуаций авторитетных в регионах людей.
- Существуют ли некие механизмы урегулирования конфликтов на почве религии и этнической принадлежности?
Механизмы, конечно же, существуют. Они, в первую очередь, связаны с предупреждением конфликтов, с их урегулированием на стадии этнической напряженности. Именно для этого в регионах органами власти и исследовательскими центрами проводится постоянный мониторинг состояния межэтнических и этноконфессиональных отношений. Если же конфликты возникают, то, как я уже отметила, необходима целенаправленная работа по их разрешению. В этом случае важна работа конфликтологов-медиаторов. А в республиках Северного Кавказа очень важен авторитет старейшин и различных общественных активистов.
- Вы присутствовали на презентации результатов первого этапа социологических исследований, которые проводились в рамках нашего проекта «Медиатор». По вашему мнению, отражают ли они реальную ситуацию в регионе?
Я посмотрела результаты опроса и выслушала мнение уважаемых экспертов, которые занимались их анализом. По большей части они отражают реальную ситуацию и их достоверность подтверждается данными, полученными в ходе аналогичных опросов.
- Что вы можете сказать о качестве проведенного опроса?
О качестве опроса я могу судить по его результатам, и по их корреляции с результатами других опросов. Я считаю, что опрос был проведен достаточно качественно.
- В чем важность подобных исследований?
Важно то, что исследование проводилось независимой организацией. Поэтому у органов власти не может возникать сомнений по поводу достоверности результатов, и они, полагаю, обратят на них внимание, что послужит стимулом для дальнейшей работы по решению проблемных в регионах Северного Кавказа вопросов. Как было заявлено на официальной презентации первого этапа проекта «Медиатор» его организаторами, все полученные результаты будут донесены до различных профильных ведомств в каждом регионе.
Еще одним важным, на мой взгляд, результатом является то, что опрос позволил выявить определенные точки напряженности в разных сферах жизни в разных регионах. Что позволит органам власти заняться проективным решением этих проблем, тем самым предупредив потенциальные протестные акции или конфликтные ситуации благодаря механизмам, о которых мы говорили ранее.
- После публикации результатов исследования, некоторые СМИ истолковали их как крайне негативные. Это может создать определенные общественные настроения. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
На различных интернет-ресурсах появились цифровые результаты опроса, которые были вырваны из контекста исследования. Я обратила внимание на то, что журналисты сделали акцент именно на отрицательных результатах, при этом не совсем корректно объединенив показатели. Любой профессиональный социолог скажет, что проблема интерпретации результатов - одна из важнейших в исследованиях. Думаю, что журналисты должны более профессионально подходить к представлению результатов любых социологических опросов.
- Какие бы вы дали экспертные рекомендации организаторам проекта?
Когда берешься за такой масштабный проект, нужно тщательно обдумывать, кто будет работать в республиках в качестве организаторов и исполнителей. Нужно осторожно подходить к вопросу о количестве людей, проводящих опросы в каждом субъекте РФ в СКФО. Это должны быть профессиональные социологи и политологи, имеющие опыт работы в данной сфере. Их не может быть менее двух в регионе, чтобы можно было сформировать качественную команду интервьюеров.
Хочу отметить, что у вас в проекте работали очень хорошие эксперты, которые провели качественный анализ результатов опросов, проведенных во всех регионах округа, что позволило им выявить закономерности в ответах респондентов, определить проблемные точки, сделать определенные выводы.
Беседовала Елена Ризван.