Накануне XIX съезда «Единой России», который пройдет 23 ноября 2019 года, в центральном исполкоме партии прошло расширенное заседание экспертного совета.
Экспертный совет «Единой России» был создан в феврале 2018 года. В состав партийного органа входит 31 человек, в том числе политологи, политтехнологи, парламентарии и представители крупного бизнеса. Его возглавляет Борис Грызлов. Координирует деятельность совета председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
Подготовка к думским выборам начинается уже сейчас. Председатель высшего совета партии Борис Грызлов признал, что «политическая ситуация непростая», однако партия преодолевает «кризисные явления» и в прошедший единый день голосования показала неплохие результаты. И все же «рейтинг партии к парламентским выборам должен стать существенно выше», – считает Борис Грызлов. Необходимо исправлять сбои в командной работе, которые сказались и в процессе реализации национальных проектов.
Секретарь генсовета партии Андрей Турчак считает, что в Госдуме 2021 года «Единая Россия» должна получить не менее 301 мандата, сохранив «баланс между обновлением/омоложением и сохранением заслуженных людей».
Андрей Турчак уверен, что «Единая Россия» может называться «партией путинского большинства», если будет ставить перед собой амбициозные цели и если партийцы будут нацелены на работу. Планируется переформатирование работы генсовета партии, в котором будет образовано шесть рабочих групп, каждая из которых будет решать определенные электоральные задачи.
Эксперты дали оценку текущей ситуации в партии и ее положения на политическом поле страны. Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин рассказал об электорате партии, его запросах и ценностях, о том, какие существуют ресурсы для роста рейтинга «Единой России». Ситуация сегодня такова: базовый электорат партии – это 25%, ситуативный – 18%, утраченный – 18%, новый – 7%. Для базового электората важно то, что сегодня активно обсуждается партийцами, – омоложение состава и привлечение в число сторонников уважаемых и авторитетных в обществе людей. Для утраченного электората помимо этого важна также борьба с коррупцией и блатом, чего требует и ситуативный электорат. Что касается новых сторонников (главным образом молодежи), то их волнует создание комфортной городской среды и доступность качественного образования.
Есть ли ресурсы для роста рейтинга у партии? По мнению Константина Костина, безусловно есть. Предпосылками этого является то, что «Единая Россия» воспринимается обществом как «партия Путина» и «партия власти». Позитивно работает и «фактор эффективности», восприятия партии как «партии, которая по сравнению с другими выполняет свои обещания, реально работает». Кроме того, у «Единой России» «самая разветвленная и в значительной степени работоспособная политическая инфраструктура в стране».
Политолог Леонид Давыдов считает, что не все единороссы осознают ценность такого ресурса, как работа региональных отделений партий в социальных сетях. Не все отделения также используют потенциал местного патриотизма. В аутсайдерах среди более чем 20 регионов оказались в том числе Курганская, Амурская, Брянская, Курская, Ленинградская, Калининградская, Ярославская области, Чувашия, Хакасия, Адыгея, Забайкалье.
Эксперты считают, что оценивать текущие риски для партии в регионах нужно, в том числе, и по такому специфическому критерию, как «уровень склонности региональной власти и отделений «Единой России» создавать негативную повестку и стимулировать собственный антирейтинг».
Однако люди по-прежнему обращаются в «Единую Россию» за помощью. Политолог Дмитрий Орлов отмечает: «Партия остается единственной платформой для выдвижения поддерживаемых властями кандидатов», это «реальный политический оператор работы власти с новым путинским большинством». При этом Дмитрий Орлов считает, что гораздо большие риски для лояльных властям кандидатов несет не выдвижение от партии, а дистанцирование от нее: «В сильной позиции сегодня партия, а не те, кто пытается играть в свою игру».