Вот уже более 80 лет отделяют нас от трагических событий начала Великой Отечественной войны и битвы под Москвой. Все меньше, к сожалению, становится участников и свидетелей тех, поистине судьбоносных событий. Но они не уходят в забытое прошлое, наоборот, становятся все более притягательными, поучительными, священными. Ибо не могут быть забыты подвиги наших отцов и дедов, их безграничное служение Родине.
Особое место, по свидетельству участников и историков, в Великой Отечественной войне занимают события, относящиеся к битве под Москвой, ибо тогда, осенью 1941 года, над столицей и страной нависла поистине смертельная опасность.
Немецкие войска упорно продвигались к Москве, приблизившись на расстояние 80-100 и менее километров. На Московском направлении фашисты сосредоточили большое количество и войск, и боевой техники (танки, арторудия, самолеты).
Наши войска по своей оснащенности значительно, в полтора-два раза, уступали немецкой армии. Советское правительство принимало меры к пополнению наших войск техникой за счет увеличения поставок с действующих оборонных заводов и организации производства на эвакуированных на восток предприятиях и увеличения численности войск за счет переброски резервов из Сибири, Дальнего Востока и других районов и фронтов.
Защитники Москвы значительно пополнялись добровольцами и подразделениями народного ополчения из числа жителей столицы и Подмосковья.
Значительный вклад в дело обороны Москвы внесли трудовые коллективы Люберец и, прежде всего, самого крупного предприятия – Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. Ухтомского. Тысячи рабочих ушли в действующую армию, многие из них – добровольцами в первые дни войны.
Очень интересный факт был приведен в газете «Труд» от 27 июня 1941 года: «Панфила Филатовича Попова, токаря Люберецкого завода сельхозмашин им. Ухтомского, призвали в Красную армию. Перед отъездом он зашел к начальнику цеха с заявлением: «Прошу принять мою жену работать на моем станке согласно ее личной просьбе». Заявление токаря было удовлетворено. Мария Леонидовна Попова зачислена. Теперь она работает вместо мужа». И такие примеры были не единичными. На базе тружеников завода был сформирован Ухтомский истребительный батальон, принимавший непосредственное участие в Московской битве. Многие заводчане участвовали в возведении оборонительных сооружений на подступе к столице.
Оставшиеся на заводе труженики работали с удвоенной энергией: «За себя и за того парня». Режим работы налаживался в военном ритме. Введен 11-часовой рабочий день без выходных. Все силы были мобилизованы на выполнение боевого задания – выпуска мин для минометов. «Всё для фронта, всё для Победы» – под такими лозунгами трудились наши заводчане. Газеты и «молнии» того времени сообщали о массовых трудовых достижениях: «Лучший токарь 30 цеха П.А. Хромова выполнила норму на 140%. Комсомольско-молодежная бригада Полины Селезневой заняла первое место в соревновании, выполнив 2,5 нормы в смену. Токарь С. Ивлева – первая из женщин освоила работу на двух станках, которая раньше считалась мужской». В грозные октябрьские дни правительством было принято решение об эвакуации предприятий Москвы и Подмосковья на восток.
16 октября завод был закрыт, и эшелоны с оборудованием и рабочими были направлены в Красноярск и Кустанай, где до конца года было организовано производство военной продукции. Однако через неделю в связи с принятием Государственным комитетом обороны решения защищать Москву до последней возможности и введением в столице осадного положения поступила команда эвакуацию прекратить и возобновить выпуск боеприпасов (мин).
Создалась чрезвычайная ситуация, когда с завода более 70% оборудования эвакуировано и цеха остались без людей. Как вспоминал потом главный механик завода (в то время начальник ремонтно-механического цеха) Гурий Александрович Афанасьев, пришлось срочно восстанавливать списанное и уцелевшее оборудование и привозить неиспользованные или не эвакуированные станки с предприятий Москвы и области и запускать их в работу. А вместо уехавших на фронт и на восток на завод пришли женщины-домохозяйки, подростки, учащиеся старших классов и те, кто еще не успел уехать. Завод снова заработал и в ноябре возобновил поставку мин для фронта. А.И. Минкина (секретарь комитета комсомола) вспоминала о тех днях: «После отправки оборудования и специалистов на восток в цехах осталось около 50 девушек. Нас перевели на казарменное положение. Сутками находились в одном из складов. Когда начали выпускать мины, мы из подвала выходили в цеха – обтачивать корпуса мин, сколачивать упаковочные ящики».
Из воспоминаний о том времени слесаря литейного цеха В.И. Рябухи: «Работали круглосуточно, без перерывов, несмотря на воздушные тревоги. Короткий отдых – прямо на рабочем месте. Выполнение норм на 150-200 %. Полное единство рабочих и руководителей. Не видел, – продолжал он, – чтобы наш начальник цеха В.С. Калашников (впоследствии главный инженер завода) когда-нибудь отсутствовал: в любой час дня и ночи он находился на производственных участках, помогал рабочим».
И такое трудовое напряжение в каждом цехе и в каждом отделе. Инженеры отдела главного металлурга М. Лифшиц и Б. Волнянский разработали и внедрили технологию отливок корпусов мин, вместо песочных форм – в постоянные кокильные формы, что позволило резко поднять производительность труда и качество продукции.
Неудивительно, когда трудовые подвиги приравнивались к боевым и в сводке Совинформбюро от 11 октября 1941 года после сообщения с фронтов, люберчане с гордостью прочитали: "Советские машиностроители, всемерно увеличивая производительность труда, крепят обороноспособность СССР. Бригада формовщиков Н.К. Михалёва литейного цеха Люберецкого завода им. Ухтомского систематически выполняет план на 160%. Резьбонарезчик Н.Н. Абрамов обучил своей профессии четырёх рабочих.
Массовый героизм проявляли и труженики завода, ушедшие защищать Москву. Об этом свидетельствуют многие письма, поступившие на завод от бывшего секретаря комитета ВЛКСМ Михаила Пугачева, оператора завода П.Я. Ткаченко, школьника-подростка М. Застежко и других, о чем подробно рассказала «Люберецкая правда» в октябре 1981 года. В публикации говорилось о том, как они боролись с врагом на полях сражений Подмосковья, об их героизме и подвигах, о полученных наградах. Это вдохновляло и тех, и других. Заверяли бывших рабочих по заводу, что они не пожалеют сил для окончательного уничтожения врага.
Нельзя не вспомнить трёх лётчиков-люберчан 16 авиационного истребительного батальона - И. Голубина, И. Заболотного, И. Шумилова, совершивших 6 ноября 1941 года воздушный бой над Москвой. Голубин уничтожил два самолёта противника, Шумилов сбил один, Заболотный сбил один, остальных трёх заставил свернуть с курса и сбросить бомбы, не доходя до цели. Ни одному вражескому самолёту из 250 не удалось в этот вечер долететь до столицы. Впоследствии все три Ивана стали героями Советского Союза.
Между тем силы защитников крепли, и 5 декабря советские войска перешли в контрнаступление, проявив в те дни сплоченность, силу и массовый героизм. Это подвиги 28 героев-панфиловцев, ценой своей жизни не пропустивших фашистские танки на разъезде Дубосеково, политрука Клочкова, произнёсшего перед боем знаменитые слова "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва", партизан-разведчиц З. Космодемьянской, В. Волошиной и многих других.
7 января 1942 года наступление завершилось. Враг был разгромлен и отброшен от столицы на запад на 100-250 км. Были освобождены Клин, Солнечногорск, Истра, Волоколамск, Наро-Фоминск, Калуга, Малоярославец.
Разгром немцев под Москвой имел громадное значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Армия и народ получили мощный импульс для дальнейшей Победы.
Внесли свою лепту в битву под Москвой и люберчане. Мины, изготовленные заводом им. Ухтомского, помогли нашим войскам громить врага, а солдаты Ухтомского истребительного батальона, среди которых были рядовые Беребнев Владимир Иванович, Малишевский Иван Васильевич, Панин Федор Тимофеевич, Чуприков Леонид Петрович, а также другие добровольцы и ополченцы Москвы и Московской области били немцев на полях сражений на подступах к столице. Государство высоко оценило вклад Люберецкого завода им. Ухтомского в битву под Москвой, наградив его орденом Трудового Красного Знамени (1942 г.).
Всего за годы войны завод изготовил 20 миллионов мин. Это рекорд! Ни одному заводу в стране не удалось даже близко приблизиться к этой цифре. За этот вклад и героический подвиг завод по завершении войны был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина (1945 г.).
По материалам mkkprf.ru
Изображение (фото): Люберецкий краеведческий музей
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:



